Железнодорожная колония.
Тридцать лет в Киеве и понятия не имел о существовании местности с таким названием. Но неделю назад случайно забрел на Стадионный переулок, прошел метров сто, и застыл в изумлении, увидев старое приземистое здание с двумя массивными кирпичными трубами. Огляделся. Вокруг старые плотно ухватившиеся за землю дома, палисадники, беседки, тенистые дворики.
Я не стал надолго откладывать более детальное знакомство с таким удивительным местом, и на Троицу отправляюсь в экспедицию. Перед этим выяснил, что переулок Стадионный проходит через район называемый Железнодорожной колонией. Юго-западная железная дорога освоила эту территорию в конце девятнадцатого века - отсюда и название. Заглянул в википедию, даже выписал адреса домов-памятников. Правда, отправляясь на прогулку список я забыл дома, но так оно и лучше, интереснее разбираться на месте.
Путешествие начинаю на улице названной в честь автора “Как закалялась сталь”.
В самом начале улицы расположились три дома дореволюционной постройки. Затем улица резко идет вверх; вверх взлетает и этажность домов. Первые три дома четырехэтажные. А затем, прощай старина, – этажность рвет вверх и достигает шестнадцати. И держит эту ноту уже до самого конца.
Но это нечетная сторона.
На четной же, правой для меня, стороне все совсем по другому. За сетчатой оградой зеленая территория, небольшие строения, спортивные площадки. Наверное, это и есть колония. Подымаюсь чуть выше, направо идет проезд. Я сворачиваю на него. Справа неласковые на вид ясли детский сад. Слева очень зеленая спортивная площадка. Чуть дальше, табличка, категорически запрещающая выгул собак, подсказывает, что я попал на территорию школы. А вот и сама школа.
Мемориальная доска сообщает, что в двадцатых годах прошлого столетия в школе преподавал Максим Рыльский. Школа и носит его имя. Причем школа не простая, а специализированная. Вернусь домой узнаю, на чем она специализируется. [1]
Со двора школы отличный вид на Южный вокзал.
Подойду поближе. Через малюсенький скверик выхожу на улицу Стадионную. Вот и храм, вот и продавцы зелени - сегодня Троица.
Возле церкви бювет, на бювете икона. И я задумался: бювет прямо возле церкви, украшен иконой, небось и освящен, так может из кранов сразу свяченая вода льется?[3]
Кто же они члены кооператива с таким сказочным названием? Я представляю себе владельцев запорожцев мечтающих хорошо выйти замуж и пересесть на мерседесы. А злая мачеха им - “арбайтен, арбайтен”.
А может, они ждут принца с хрустальным башмачком, который примеряет проект своего дворца к их территории, и сочтет, что это место как раз идеально садится, да выкупит весь кооператив. И они опять же поменяют матизы на ауди. Вот только, как бы часы не пробили полночь.
Интересно, какая наука должна изучать это явление, топонимика или психология? Скорее всего психология. Какие архетипы можно вскрыть, до каких пластов подсознательного докопаться. Эх, был бы психологом сел бы за диссертацию, что-нибудь вроде: “Архетипы и бессознательное в теории и практике киевского гаражестроения” ...
На перекрестке с переулком Стадионный хорошо отремонтированное здание с претензией на классицизм.
Какая-то ЖД контора? Не вижу вывеску с этой стороны. Но я сюда еще вернусь - тогда и разберусь, кто в теремочке живет.
Поворачиваю направо – и вот он виновник, в честь которого назвали и улицу, и переулок – стадион “Локомотив” Юго-западной железной дороги.
Железнодорожная колония – у них есть все, что необходимо колонистам, естественно включая стадион.
Ворота стадиона закрыты, а вот в воротах напротив, с надписью “Платоновская 18”, приоткрыта калитка. Запрещающих знаков нет - загляну на территорию. Справа общежитие Железнодорожного училища. Кто-то из обитателей общаги решил, что ходить через общий вход, через вахтера, как-то зазорно (да и закрывают небось рано), и построил себе отдельный вход прямо на третий этаж. Вспомнились мои студенческие годы, у нас тоже был “отдельный” вход на третий этаж общежития. Правда, не лестница, а труба.
Обхожу здание слева, и снова сад – яблони, груши, сливы. Груши уже краснеют. Скоро урожай можно собирать. За садом прячутся мастерские. И мне почему-то кажется, что здесь больше занимаются садом, чем слесарничают да столярничают.
А собранный урожай хранят в подземном складе. Хотя кто знает, какое там подземелье, может в нем и бронепоезд можно спрятать.
Орденоносное училище набирает учащихся на специальности слесарей, кассиров, проводников. Вот на чьей территории я брожу - Киевское высшее профессиональное училище железнодорожного транспорта имени Кудряшова. Герой Советского Союза подпольщик Кудряшов здесь учился. И память его здесь чтут – мемориальная доска, бюст. Кстати, и улица Кудряшова неподалеку.
Здание училища - памятник архитектуры. Построено в 1900 году, как приют.
Я покидаю по праздничному пустынную территорию училища и выхожу на улицу Фурманова. От героев Отечественной войны к комиссару гражданской. Вот и трубы которые так меня впечатлили неделю назад.
Улицу Фурманова начинает и возглавляет здание лаборатории железной дороги. Табличка памятника истории сообщает, что лабораторию построили в далеком 1879 году. Но и без таблички чувствуется возраст здания. Эх, как жалко, попортили главный вход и окна справа от него пластиком. Похоже, статус памятника истории ни к чему не обязывает. Решили не заморачиваться с реставрацией столярки, поставили пластик, да еще и белый. Попроще, да подешевле.
Утешают меня домики напротив. Беседка поросшая виноградом, цветущие палисадники, фруктовые деревья, деревянные изгороди, тенистые дворики. Повеяло легкой ностальгией. Тихий, зеленый, провинциальный мирок. Колония. И жители колонии свой особый мирок охраняют, отгораживаются; не попадешь просто так в эти замечательные дворики. Наверно, они правы. Шумный, напористый, суетливый город совсем рядом. Пусти его – вытопчет газоны, поломает деревья, уничтожит дух. Уничтожит дух, сравняет все с землей, выкопает котлован, да впихнет очередной бизнес-центр.
Держись, колония!
А во дворики я и через изгороди позаглядываю.
(продолжение и комментарии ...)
Комментариев нет:
Отправить комментарий