Несколько лет назад я снимал квартиру в двенадцатиэтажном доме на углу Красноармейской и Тверской. И жил я как раз на двенадцатом этаже - вид был хорош. Окна выходили на восток, и видел из них я сквер с фонтаном, убегающую резко вверх Тверскую, и весь склон холма справа от нее. Склон был очень зеленый, застройка невысокая - хрущевки, сталинки, частный сектор. Из высоких зданий в глаза бросался только какой-то советский НИИ, а доминировало на склоне массивное здание школы, свежевыкрашенное розовым цветом. Новых высоток еще не было, но многочисленные строительные краны и стройплощадки не оставляли сомнений в том, какое будущее ждет район.
Называется эта местность Саперное Поле, и пока я там жил, я не только из окна на нее смотрел, но любил и прогуляться по вечерам. Приятно поражала большая плотность фруктовых деревьев - яблони, груша, слива, вишня, абрикос. Жил я в этом районе меньше чем полгода - с июня по декабрь. Цветения деревьев не застал, но наблюдал как плоды завязались, созрели, обсыпались, и сгнили. Ну не собирают в Киеве груши на улицах.
И когда апрель этого года улыбнулся солнышком, захотелось пройтись по этим же местам ранней весной, когда деревья в цвету.
Пятое апреля, чудесное субботнее утро - оправляюсь на прогулку.
Стартую от метро Дружбы Народов по улице Патриса Лумумбы.
Первое, что привлекает мое внимание - это узкая арочка в доме 22, напротив дома мебели,
Привлекает тем, что слишком узкая - только для пешеходов и велосипедистов, машина не проедет. Таких пешеходных арок в Киеве я могу вспомнить всего три.
Прохожу во двор, из достопримечательностей табличка - "Опорный пункт бригады ремонтных рабочих по техническому обслуживанию жилищного фонда ЖЭК-305 УЖХ Печерского р-на г. Киева ". Эпическое название. И я представил, как ржавые трубы, сгнившая проводка, осыпающиеся балконы ведут великую войну, войну на уничтожение жилищного фонда. Измочаленные, потрепанные бойцы ЖЭКа, отступая под натиском превосходящих сил врага, держат последнюю отчаянную оборону в своем опорном пункте. Понимают, что войну проиграли, но полны мрачной решимости отстоять последний бастион.
Возвращаюсь на улицу - вот и цветение, не такое обильное, как я ожидал, но тем не менее.
На перекрестке Лумумбы и Иван Кудри мое внимание привлекает сооружение в стиле советского средне-технического образования.
Подхожу поближе - оказывается это "Академия муниципального управления" и "Колледж городского хозяйства".
Будущим городским хозяйственникам правильный вкус прививают со студенческой скамьи. И не только на занятиях. У них даже вместо студенческой столовой - "центр питания".
Всего несколько дней назад мне попалась на глаза новость заставившая улыбнуться:
"Київавтодор ліквідував ще 1 685 кв. м аварійно-небезпечної ямковості
на дорогах міста...
Також працівники КК «Київавтодор» продовжують здійснювати заходи з
приведення вулично-шляхової мережі міста в належний санітарний стан."
-- Новости Киевской госадминистрации
Вроде ничего удивительного нет в том, что городские чиновники ликвидируют аварийно-опасную
ямковость, осуществляют мероприятия по улучшению планирования борьбы с
ненадлежащим санитарно-гигиеническим состоянием улично-дорожной сети,
предпринимают меры по созданию условий интенсивного развития
рекреационной инфраструктуры. Такой уж у них язык, они так говорят,
пишут, и думают.
И сегодня я увидел учебные заведения, в которых они этому языку учились. Я не знаком с учебной
программой этих уважаемых институтов, но я знаю, что их студенты не
обедают в какой-нибудь вульгарной столовой, а предпринимают меры по
устранению голодности в “центре студенческого питания”. И если несколько
лет ты не ел, а наполнял органы пищеварения в специальном центре, то некоторая ямковость языка становится его надлежащим состоянием.
Подымаюсь еще квартал вверх, за спортивной площадкой сворачиваю налево, на улицу Чигорина. Вначале мне показалось, что я попал в короткий тупичок, подумал - дойду до конца и поверну назад, но улица оказалось достаточно длинной и очень извилистой.
То что мне показалось тупиком, оказалось перекрестком с улицей Глазунова, а иллюзию тупика создавал бизнес центр, очень плохо вписывающийся в окружение. Табличка на фасаде типового офисного уродца сообщает, что здесь находится "Государственная служба интеллектуальной собственности".
Метров сто вверх по Глазунова и я останавливаюсь перед великолепным образчиком сталинской архитектуры. Пилястры, фриз, карниз, арочные окна, крыльцо.
Еще сто метров и я попадаю на площадь, как-будто перенесенную в Киев из небольшого провинциального городка. С одной стороны площади небольшой таунхаус, с другой частные дома. Площадь, на самом деле, оказывается аллеей, аллеей с собственным именем - "Дружба без границ", "киевлянам от чеченской диаспоры" - гласит памятный знак.
Вниз с вершины горы, двориками, лестничками, закоулочками совершаю небольшую прогулку по частному сектору.
Выхожу на улицу Раевского - здесь частный сектор становится повыше и подороже.
Улица Раевского идет резко вниз, раньше в низине был какой-то завод, а сейчас территорию осваивают застройщики. Скоро здесь будет высотка на высотке.
Чуть выше перекрестка улиц Раевского и Глазунова (сегодня все улицы именные) захожу во двор. Образцово-показательный двор старого Печерска. Деревья и газоны вместо ставшего привычным засилья асфальта и машин.
Не спеша прохожу через симпатичный двор и выхожу снова на Патриса Лумумбы, как раз напротив очередной образцовой сталинки. Массивные карнизы, арочные окна, лепнина, и в два этажа высотой арка посредине дома.
В такую арку конечно надо зайти. Сам двор мало чем интересен, разве что заколоченными дверями черных ходов, но на дальней стороне двора я вижу массивную лепку, украшающую еще один образчик сталинской учебной архитектуры. Знамена, серп и молот мрачно нависают над земным шаром - интересно каких специалистов здесь готовили в советские времена - шпионов, дипломатов?
Сейчас здание занимает
университет финансов и международной торговли.
Напротив него еще один университет - "искусства и культуры". Честно говоря, золоченная табличка и вход окрашенный в едко-красный цвет никаких ассоциаций с культурой, а уж тем более с искусством у меня не вызывают. Но может быть это ответ на вызовы времени - искусства и культура должны соответствовать спросу.
Прогулявшись по дворам, возвращаюсь на Чигорина и замираю перед странным четырехногим жуком, выползающим, из в принципе не такого уж уродливого здания.
Надеюсь, что жук этот все-таки не идея архитектора, а пристроили его позже. Возможно, руководство такого важного учреждения как "научно-исследовательский институт питания" решило, что институту подобает иметь вход подчеркивающий солидность организации.
Рядом с институтом питания расположился еще один корпус университета культуры и искусств. Следует отметить, что руководство университета последовательно в оформлении учебных корпусов. Что они этим оформлением пытаются выразить - вопрос отдельный.
Через сто метров Чигорина упирается в улицу Ивана Кудри. Дворами возвращаюсь на Патриса Лумумбы.
Прохожу мимо здания, фасад которого, подписан четырьмя огромные буква "К Т Е П" Мне даже немного стыдно, что я понятия не имею, что означает эта аббревиатура, но буквально за углом расшифровка - "Киевский техникум электронных приборов".
От техникума улицы Лумумбы резко устремляется вниз. И я уже готов закончить свою прогулку, но странное здание расположившееся за перекрестком с Перспективной улицей заставляет меня задержаться.
Не берусь определить, когда здание было построено, но видно, что у архитектора было желание придать своему творению помпезность. Сам дом выглядит вполне жилым, но парадное крыльцо, скажем так, поизносилось.
Еще триста метров и улица Патриса Лумумбы превращается в Тверскую.
Как раз не месте этого превращения доламывают бывший хлебокомбинат, расчищая место для очередного офисно-жилого комплекса. Сверкающее высотное будущее неудержимо наступает на Саперное Поле.
Отчеты о предыдущих экспедициях здесь.
Размещу и схему маршрута